Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОЧНЫХ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОЧНЫХ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностное отношение / педагогические условия / основная школа / отечественная культура / историческое образование / урочная деятельность / внеурочная деятельность / патриотическое воспитание / образовательные тренды / методические рекомендации / value attitude / pedagogical conditions / primary school / national culture / historical education / class activities / extracurricular activities / patriotic education / educational trends / methodological recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова А. В.

В данной статье раскрыты педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения учащихся основной школы к отечественной культуре в рамках урочной и внеурочной деятельности по истории. Представлен комплексный анализ методик, применяемых учителями истории, и их влияние на формирование ценностного отношения учащихся. Исследование начинается с теоретического обоснования значимости ценностного отношения в педагогической науке, включая рассмотрение роли исторического образования в формировании ценностных ориентиров у школьников и анализ психолого-педагогических основ этого процесса. Особое внимание уделяется методическим подходам и технологиям, применяемым в процессе обучения истории, их способности интегрировать историческое содержание с элементами культурно-патриотического воспитания. В статье рассматриваются различные педагогические подходы к работе с учебным материалом, включая использование интерактивных методов, вовлечение учащихся в изучение истории через активную деятельность, а также организацию внеклассной работы. Практическая часть статьи включает анализ учебных программ, обзор конкретных успешных практик и методов, а также оценку эффективности применяемых подходов на основе обратной связи от учителей и учащихся. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к образовательному процессу, направленного на формирование глубокого понимания и уважения к национальной истории и культуре, и обсуждаются возможности их применения в образовательной практике. Автор статьи делает вывод о необходимости интеграции исторического образования и культурно-патриотического воспитания как эффективного способа влияния на формирование ценностных ориентиров учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO NATIONAL CULTURE DURING CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR HISTORY CLASSES

This article presents an analysis of pedagogical conditions that contribute to the formation of the value attitude of primary school students to national culture within the framework of classroom and extracurricular activities in history. They carry out a comprehensive analysis of the methods used by history teachers and their influence on the formation of students’ value attitudes. The study begins with a theoretical substantiation of the importance of value attitudes in pedagogical science, including consideration of the role of historical education in the formation of value orientations in schoolchildren and an analysis of the psychological and pedagogical foundations of this process. Particular attention is paid to methodological approaches and technologies used in the process of teaching history, their ability to integrate historical content with elements of cultural and patriotic education. The article discusses various pedagogical approaches to working with educational material, including the use of interactive methods, involving students in the study of history through active activities, as well as the organization of extracurricular activities. The practical part of the article includes an analysis of curricula, a review of specific successful practices and methods, as well as an assessment of the effectiveness of the approaches used based on feedback from teachers and students. The results of the study emphasize the importance of an integrated approach to the educational process, aimed at developing a deep understanding and respect for national history and culture, and discuss the possibilities of their application in educational practice. The authors of the article conclude that it is necessary to integrate historical education and cultural-patriotic education as an effective way to influence the formation of students’ value orientations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОЧНЫХ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИЕЙ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

. М

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 130-143. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 3 (99). P. 130-143.

Научная статья УДК 372.87

doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-130-143

А. В. Большакова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОЧНЫХ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИЕЙ

Анастасия Викторовна Большакова

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, anavict@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрыты педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения учащихся основной школы к отечественной культуре в рамках урочной и внеурочной деятельности по истории. Представлен комплексный анализ методик, применяемых учителями истории, и их влияние на формирование ценностного отношения учащихся. Исследование начинается с теоретического обоснования значимости ценностного отношения в педагогической науке, включая рассмотрение роли исторического образования в формировании ценностных ориентиров у школьников и анализ психолого-педагогических основ этого процесса. Особое внимание уделяется методическим подходам и технологиям, применяемым в процессе обучения истории, их способности интегрировать историческое содержание с элементами культурно-патриотического воспитания. В статье рассматриваются различные педагогические подходы к работе с учебным материалом, включая использование интерактивных методов, вовлечение учащихся в изучение истории

© Большакова А. В., 2024

через активную деятельность, а также организацию внеклассной работы. Практическая часть статьи включает анализ учебных программ, обзор конкретных успешных практик и методов, а также оценку эффективности применяемых подходов на основе обратной связи от учителей и учащихся. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к образовательному процессу, направленного на формирование глубокого понимания и уважения к национальной истории и культуре, и обсуждаются возможности их применения в образовательной практике. Автор статьи делает вывод о необходимости интеграции исторического образования и культурно-патриотического воспитания как эффективного способа влияния на формирование ценностных ориентиров учащихся.

Ключевые слова: ценностное отношение, педагогические условия, основная школа, отечественная культура, историческое образование, урочная деятельность, внеурочная деятельность, патриотическое воспитание, образовательные тренды, методические рекомендации

Для цитирования: Большакова А. В. Особенности формирования ценностного отношения обучающихся основной школы к отечественной культуре на урочных и внеурочных занятиях историей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 130-143. doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-130-143

Original article

FEATURES OF THE FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO NATIONAL CULTURE DURING CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR HISTORY CLASSES

Anastasia V. Bolshakova

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, anavict@mail.ru

Abstract. This article presents an analysis of pedagogical conditions that contribute to the formation of the value attitude of primary school students to national culture within the framework of classroom and extracurricular activities in history. They carry out a comprehensive analysis of the methods used by history teachers and their influence on the formation of students' value attitudes. The study begins with a theoretical substantiation of the importance of value attitudes in pedagogical science, including consideration of the role of historical education in the formation of value orientations in schoolchildren and an analysis of the psychological and pedagogical foundations of this process. Particular attention is paid to methodological approaches and technologies used in the process of teaching history, their ability to integrate historical content with elements of cultural and patriotic education. The article discusses various pedagogical approaches to working with educational

material, including the use of interactive methods, involving students in the study of history through active activities, as well as the organization of extracurricular activities. The practical part of the article includes an analysis of curricula, a review of specific successful practices and methods, as well as an assessment of the effectiveness of the approaches used based on feedback from teachers and students. The results of the study emphasize the importance of an integrated approach to the educational process, aimed at developing a deep understanding and respect for national history and culture, and discuss the possibilities of their application in educational practice. The authors of the article conclude that it is necessary to integrate historical education and cultural-patriotic education as an effective way to influence the formation of students' value orientations.

Keywords: value attitude, pedagogical conditions, primary school, national culture, historical education, class activities, extracurricular activities, patriotic education, educational trends, methodological recommendations

For citation: Bolshakova A. V. Features of the formation of the value attitude of primary school students to national culture during classroom and extracurricular history classes. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(3): 130-143. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-130-143

Введение

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется воспитанию у молодого поколения уважения к истории и культуре своей страны. Формирование ценностного отношения к национальной культуре у обучающихся основной школы становится ключевой задачей не только классной, но и внеклассной деятельности. Это обусловлено необходимостью формирования у школьников понимания культурного наследия, исторической памяти и патриотизма как фундаментальных составляющих социальной идентичности. А. Г. Бермус уточняет, что в настоящее время ключевая проблема состоит в том, что развитие человека и общества необходимо обеспечивать в исторической преемственности духовно-нравственного развития, в приверженности духовным традициям [2]. Педагогические подходы и приемы достижения этих целей требуют всестороннего анализа и оптимизации, что делает данную тему актуальной для исследования.

Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к отечественной культуре на уроках истории Ценностное отношение к национальной культуре предполагает глубокое понимание исторического опыта, уважение к достижениям

и традициям нации, что в конечном счете составляет основу развития личностной идентичности и патриотизма. В педагогическом контексте такое отношение неразрывно связано с процессом воспитания и обучения, когда знания, умения и навыки, приобретенные на уроках истории, переходят в категорию ценностей, важных и значимых для личности. По словам О. В. Гукаленко, В. В. Серикова, ценностные ориентации определяются как «выработанные на протяжении тысячелетий значимые для человека нормы поведения, которые осваиваются им в процессе тысячелетий значимые для человека нормы поведения, которые осваиваются им в процессе социализации, становясь ориентирами его поступков, жизненных планов и взаимоотношений с другими людьми» [4, с. 14].

Преподавание истории в школе имеет большой потенциал для развития ценностей учащихся, поскольку предмет позволяет им осознать разнообразие исторического процесса, а также распознать и понять социокультурные коды нации. Однако для того, чтобы процесс преподавания истории способствовал формированию ценностного отношения, по мнению исследователей Т. М. Воителевой, О. Н. Марченко, необходимо создать определенные педагогические условия, включающие «использование активных методов обучения, исторических реконструкций, проектной и исследовательской деятельности» [3, с 44].

В дидактической литературе делается упор на индивидуальный подход к ученику, предполагающий учет его личных особенностей, интересов, склонностей и предпочтений. Таким образом, на уроках истории учитель может использовать разнообразные источники информации, аутентичные материалы, примеры из искусства и литературы, что поможет ученику не только усвоить исторические факты, но и понять их значение для культурного наследия страны. Это, в свою очередь, способствует формированию устойчивой мотивации обучающихся к дальнейшему познанию истории и культуры и углубляет их личностную вовлеченность в предмет изучения.

Осознание школьниками исторических процессов как составляющей культурного развития общества позволяет им лучше понять современность, определить свое место в культурном пространстве и развить чувство принадлежности к своему народу. В этом контексте историческое образование не только информирует, но и воспитывает, развивая у учащихся способность критически мыслить, уважать прошлое и нести ответственность за будущее.

В курсе лекций И. А. Лобанова по историческому просвещению раскрывается смысл механизма формирования гражданской ответственности, воспитанию современных школьников, который выступает гарантом национальной безопасности. Задачи исторического просвещения выделяются следующие: знание об общественной и государственной деятельности героев России, осмысление отечественных традиций гражданского служения Отечеству, развитие интереса обучающихся к прошлому и настоящему родной страны и края [7].

Уроки истории играют основополагающую роль в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Уроки истории не ограничиваются предоставлением информации о прошлом, а направлены на развитие способностей учащихся анализировать события, распознавать причинно-следственные связи и принимать обоснованные решения на основе исторического опыта. Уроки направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, что «неизбежно приводит к формированию их личностных ценностей» [1, с 67].

Использование исторического опыта нации в образовательном процессе позволяет учащимся лучше понять собственную идентичность, разобраться в сложных морально-этических проблемах, с которыми сталкивались предыдущие поколения, и тем самым сформировать собственную позицию в современных общественных дискуссиях. Это становится основой для выработки устойчивых ценностных ориентиров, основанных на гуманистических и демократических принципах. Изучение исторических событий позволяет молодому поколению лучше понять современные реалии, осознать значение законов и институтов в жизни общества, занять активную жизненную позицию, основанную на уважении к прошлому и ответственности за будущее.

Психолого-педагогические основы ценностного отношения у обучающихся

Важную роль в процессе обучения играет взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов. С одной стороны, познавательные процессы обеспечивают усвоение знаний о мире, но, с другой стороны, эмоциональные реакции придают этим знаниям личностный смысл и значимость. Ценностное отношение к национальной культуре начинается с осознания учащимися своей принадлежности к той или иной культурной традиции и понимания уникальности этого опыта. В процессе обучения важную роль играет умение педагога создать успешную ситуа-

цию, в которой каждый ученик сможет почувствовать свою значимость и вклад в изучение и сохранение культурного наследия. Образовательная деятельность направлена на развитие способности школьников к самоопределению и самореализации через призму историко-культурных ценностей. Важно, чтобы педагогический процесс способствовал развитию у учащихся не только знаний, но и убеждений, интересов и чувств, соответствующих исторической и культурной традиции.

Чтобы понять механизмы влияния исторического образования на формирование ценностей, педагог должен уметь интегрировать в учебный процесс методы, обеспечивающие активное вовлечение учащихся в диалог с историческим материалом. Это означает, как считает Х. Р. Махмудова, «использование дидактических приемов, направленных на стимулирование критического мышления, развитие умений анализировать исторические события и применять полученные знания для решения текущих проблем» [9, с. 351].

При разработке психолого-педагогических основ ценностного отношения у обучающихся ученые и педагоги опираются на данные из областей психологии развития, социальной психологии, психологии развития и педагогической антропологии, которые позволяют создать образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности школьника. Ценностное отношение к культуре в данном контексте представляется как результат синергии образовательной среды, методов обучения и активной позиции самого школьника.

Обзор методических подходов к преподаванию истории в контексте отечественной культуры Среди методических подходов выделяется проблемное обучение, при котором обучающийся сталкивается с историческими проблемами и самостоятельно ищет пути их решения. Это предполагает, с точки зрения А. П. Фоминой, Т. В. Тимохиной, «активное использование методов исследования, когда школьники самостоятельно работают с историческими источниками, анализируют исторические события, участвуют в дискуссиях и дебатах, что способствует глубокому пониманию культурного контекста истории» [14, с. 246].

Метод проектов также занимает важное место в арсенале современного учителя истории. Работа над проектами позволяет учащимся не только углубиться в исторический материал, но и развить умение работать в команде, творческое и критическое мышление, презентаци-

онные навыки.

Диалогическое обучение, направленное на обсуждение исторических событий и явлений, стимулирует интерес учащихся и помогает им лучше понять социокультурные процессы. Такой подход позволяет выйти за рамки формализованного изложения исторических фактов и предоставить школьникам возможность выразить свое видение исторических процессов, что способствует формированию индивидуального ценностного отношения.

Кроме того, важное место занимает использование мультимедийных технологий на уроках истории, что способствует наглядности учебных материалов и делает учебный процесс более динамичным и привлекательным для цифрового поколения учащихся. Использование интерактивных досок, видеоматериалов и виртуальных экскурсий по историческим местам расширяет границы традиционного очного обучения и способствует более глубокому погружению в контекст национальной истории и культуры. Разнообразные формы работы со старшеклассниками, такие как мозговой штурм, конференция, вернисаж творческих работ, «Путь к себе» и другие, предлагает И. В. Усова. Все это способствует приобщению обучающихся основной школы к традиционным российским ценностям [13].

Практическая реализация педагогических условий формирования ценностного отношения к отечественной культуре

При осуществлении анализа учебных программ и планов по истории становится ясно, что ключевую роль в формировании ценностного отношения к отечественной культуре играет глубина содержательного наполнения курса. Мы разделяем мнение исследователей И. С. Петронюк, Ю. С. Цыганковой о том, что программа «История России с древнейших времен до конца XIX века», реализуемая в среднем звене общеобразовательных учреждений, предполагает не только изучение хронологических рамок и значимых событий, но и погружение в культурное наследие, анализ влияния исторических фигур на развитие культурных традиций [10, с 63].

В рамках данной программы значительное внимание уделяется работе с первоисточниками и аналитическим материалам, что позволяет учащимся не только освоить фактический материал, но и сформировать умение критически оценивать информацию, видеть взаимосвязь событий и явлений. План урока часто включает элементы исследовательской

работы: например, проект «Путешествие в прошлое» направлен на изучение региональной истории и культурного наследия конкретного территориального образования.

Учебная программа «Отечественная история в мировом контексте», предусмотренная для старших классов, ориентирована на формирование понимания роли России в мировых исторических процессах, что также способствует глубокому пониманию ценности национальной культуры и истории. Данная программа включает разделы, посвященные культурной жизни общества, научным достижениям, литературе и искусству, что помогает ученикам осознать многоаспектность культурного развития и его влияние на общественное сознание.

Также следует упомянуть школьные учебные планы, которые включают тематические недели и культурные дни, посвященные значимым событиям и персоналиям российской истории. Например, реализация плана «Неделя истории и культуры» в учебных заведениях предполагает серию мероприятий: «от лекций и конференций до творческих конкурсов и выставок, что стимулирует интерес и желание учащихся углубленно заниматься изучением отечественной истории и культуры» [8, c. 214].

В арсенале современного учителя истории находятся разнообразные интерактивные методы — например, метод проектов, который позволяет учащимся развивать исследовательские навыки и глубже погружаться в изучаемый материал. Так, реализация школьного проекта «Музей исторической памяти» стимулирует к сбору сведений о местной истории, созданию экспозиций, связанных с историческими событиями и фигурами.

Дебаты и ролевые игры становятся инструментом для развития критического мышления и публичной речи. Например, воссоздание исторических дебатов по значимым историческим событиям позволяет ученикам лучше понять мотивы исторических личностей и механизмы принятия решений. Использование цифровых образовательных платформ, таких как электронные исторические карты и хронологические ленты, облегчает визуализацию исторических процессов, делая обучение более наглядным и интерактивным.

В исследованиях зарубежных авторов (L. Hu, G. Chen, P. Li, J. Huag) представлены результаты исследований по визуализации текста, показано, что мультимедийный эффект влияет на уверенность в ответе обучающегося [15].

За рубежом цифровое игровое обучение занимает важное место в вовлечении обучающихся в учебную деятельность для достижения необходимых предметных навыков и умений [17; 19]. В зарубежных исследованиях доказывается, что обучение в виртуальных средах является важным фактором в обучении, так как направлено на достижение максимально глубокого и эффективного результата. Как показывает практика, уровень успеваемости и удовлетворенности обучающихся при использовании методов цифрового обучения становится высоким [18]. Ученые приходят к выводу, что в целом обращение к искусству на уроках создает «школьную культуру», предотвращает насилие в школе, способствует всесторонней развитости обучающихся [16].

Внеурочная деятельность предполагает широкий спектр дополнительных форм работы, таких как исторические кружки и секции, где обучающиеся могут углубленно заниматься историей своего края, участвовать в археологических экспедициях, исследовательских проектах, что способствует более осознанному отношению к историческому наследию. В рамках внеурочной деятельности эффективным является проведение тематических недель и праздников, в ходе которых ученики могут под руководством учителя организовать выставки, встречи с историками и краеведами, тематические викторины и квесты, направленные на изучение и пропаганду отечественной истории и культуры.

Примеры успешной интеграции исторических занятий с культурно-патриотическим воспитанием

Интеграция исторического образования с культурно-патриотическим воспитанием проявляется в ряде практик, демонстрирующих успешное сочетание этих направлений. Среди них школьные программы, такие как «Живая история», в которых ученики участвуют в исторических реконструкциях, показывают, как прошлое оживает в сознании молодых людей. Эти мероприятия включают «детальное изучение исторических периодов, костюмов и обычаев, что способствует более глубокому пониманию и уважению национальной истории» [5, с. 115].

Такие проекты, как «Историческая мозаика», сочетающие исторические поиски и экскурсии в музеи и архивы, позволяют школьникам погрузиться в историю региона и тем самым восстановить связь прошлого и настоящего. В этих проектах дети создают собственные исследовательские работы, побуждая их делать самостоятельные открытия и развивать глубокое понимание исторической преемственности.

Не менее значимым является проект «Моя страна — моя история», в рамках которого организуются встречи с ветеранами, конкурсы научных исследований и сочинений о героическом прошлом страны. Подобные мероприятия позволяют учащимся не только узнавать факты из учебников, но и слышать яркие истории участников мероприятий, что способствует «формированию глубокого патриотического чувства» [12, а 143].

В результате акцент на реализации проектов по краеведению и привлечении обучающихся к активной культурно-патриотической деятельности обеспечивает не только усвоение исторического материала, но и привитие уважения к своей стране, ее культурному наследию и гражданскому статусу подрастающему поколению.

Оценка и обратная связь от обучающихся и учителей по реализации педагогических условий формирования ценностного отношения к отечественной культуре

Посредством систематических опросов, интервью и анкетирования участников образовательного процесса можно собрать информацию об их удовлетворенности уроками и выявить возможности для улучшения.

Примером такой практики является использование интерактивных платформ для сбора обратной связи после каждого урока, позволяющих быстро корректировать содержание и методы обучения. Использование портфолио учащихся в виде электронных дневников, в которых учащиеся могут отразить свои впечатления от урока, также, по мнению И. С. Кочетковой, Е. О. Каменной, «способствует повышению рефлексивной активности учащихся и обеспечивает преподавателю обратную связь по результатам анализа» [6, с. 69].

Важную роль играет проведение образовательных консультативных советов по обсуждению результатов исследований по внедрению новых подходов в преподавании истории. Эти мероприятия становятся площадкой для обмена опытом и формулирования рекомендаций по оптимизации образовательной среды. Для объективной оценки эффективности реализуемых образовательных условий предлагается использовать качественные методы исследования, включающие детальное интервьюирование школьников и анализ случаев, когда образовательная деятельность приводила к повышению мотивации и гражданской активности. Подобные исследования позволяют выявить не только передовой опыт, но и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного

процесса, что позволяет разработать стратегии по устранению возникающих проблем и совершенствованию образовательной программы. Поэтому, по мнению В. А. Ситарова, Г. Н. Одишвили, комплексная оценка и постоянная обратная связь имеют решающее значение для организации педагогического процесса, направленного на формирование у учащихся осознанного отношения к истории и культуре своей страны [11, с. 202].

Заключение

Применение инновационных методических приемов и технологий как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяет учителям вовлекать учеников в активную работу по осмыслению исторического опыта, в том числе через призму отечественной культуры.

Представлены конкретные примеры успешной интеграции исторических занятий с культурно-патриотическим воспитанием, что позволяет говорить о значительном потенциале данного подхода для развития ценностного отношения к истории страны. Оценка и обратная связь от обучающихся и учителей продемонстрировали, что внедрение предложенных педагогических условий встречает положительный отклик и имеет высокую степень эффективности. Систематическая работа по формированию у обучающихся уважения к историческому прошлому и культурному наследию способствует не только познавательной активности, но и воспитанию чувства гордости за свою страну, формирует гражданскую позицию и ответственность.

Список источников

1. Белозерцев Е. П., Будаков В. В., Варавва В. В. Философско-педагогическое наследие Отчего края. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 312 с.

2. Бермус А. Г. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические технологии внеурочной и просветительской деятельности в общеобразовательной школе» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2022) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: современные подходы и технологии» (Москва, 17.11.2022, ИСРО РАО) / Под ред. О. В. Гукаленко. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 105-110.

3. Воителева Т. М., Марченко О. Н. Основы формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 41-52.

4. Гукаленко О. В., Сериков В. В. Формирование ценностных ориентаций у обучающихся как стратегическая цель российского образования / Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: монография / под ред. В. П. Борисенкова, М. Л. Левицкого. М.: МАКС Пресс, 2023. С. 13-26.

5. Коротаева Е. В., Дылдина Д. В. Формирование ценностного отношения к учению как проблема подготовки будущих учителей начальной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 3. С. 310-314.

6. Кочеткова И. С., Каменная Е. О. Способы трансляции культурных ценностей в образовательной деятельности // БГЖ. 2020. № 3 (32). С. 113-117.

7. Лобанов И. А. Историческое просвещение в основной школе [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/istoricheskoe-prosveshhenie-videolekczii/ (дата обращения: 15.01.2024).

8. Махинин А. Н., Шишов В. В. Формирование российской идентичности учащихся в процессе освоения историко-культурного наследия региона // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 59-71.

9. Махмудова Х. Р. Формирование исторического мышления на уроках истории // Мировая наука. 2020. № 3. С. 350-353.

10. Петронюк И. С., Цыганкова Ю. С. Формирование у подростков ценностного отношения к воинскому долгу как педагогическая проблема // МНКО. 2022. № 3 (94). С. 213-215.

11. Ситаров В. А., Одишвили Г. Н. Воспитание патриотизма как ценности, несущей конструкции современного российского общества средствами мемориальной литературы на уроках истории в старшей школе // НАУ. 2020. № 55-1 (55). С. 59-65.

12. Смолонский С. И. Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 202-204.

13. Ускова И. В. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические технологии внеурочной и просветительской деятельности в общеобразовательной школе» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2022) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: современные подходы и технологии» (Москва, 17.11.2022, ИСРО РАО) / Под ред. О. В. Гукаленко М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 27-35.

14. Фомина А. П., Тимохина Т. В. Педагогический анализ процесса формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 244-248.

15. Hu. L., Chen G., Li P., et. al. Multimedia Effect in Problem Solving: A Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2021. No. 33. P. 1717-1747.

16. Hyungsook K. Community and art: creative education fostering resilience through art // Asia Pacific Education Review. 2015. P. 193-201.

17. Kaimara P., Fokides E, Oikonomou A., et. al. Potential Barriers to the Implementation of Digital Game-Based Learning in the Classroom: Pre-service Teachers' Views // Technology, Knowledge and Learning. 2021. No. 26. P. 825-844.

18. Rodríguez-Arribas S., Díez-Pastor J. Improve teaching with modalities and collaborative groups in an LMS: an analysis of monitoring using visualisation techniques // Journal of Computing in Higher Education. 2021. No. 33 P. 747-778 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/ article/10.112007/s12528-021-09289-9 (дата обращения: 15.01.2024).

19. Trujillo K., Chamberlin B., Wiburg K., et. al. Measurement in Learning Games Evolution: Review of Methodologies Used in Determining Effectiveness of Math Snacks Games and Animations // Technology, Knowledge and Learning. 2016. No. 21. P. 155-174.

References

1. Belozercev E. P., Budakov V. V., Varavva V. V. Filosofsko-pedagogicheskoe nasledie Otchego kraja. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2015. 312 s. [In Rus].

2. Bermus A. G. Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam v hode vneuroch-noj dejatel'nosti: metodologija i praktika: sbornik dokladov i tezisov uchastnikov kruglyh sto-

lov na temu: «Psihologo-pedagogicheskie tehnologii vneurochnoj i prosvetitel'skoj dejatel'nosti v obshheobrazovatel'noj shkole» v ramkah IV Vserossijskogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem «Missija universitetskogo pedagogicheskogo obrazovanija v XXI veke» (Rostov-na-Donu, 2022) i na temu: «Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam vo vneurochnoj dejatel'nosti: sovremennye podhody i tehnologii» (Moskva, 17.11.2022, ISRO RAO) / Pod red. O. V. Gukalenko. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2022. S. 105-110. [In Rus].

3. Voiteleva T. M., Marchenko O. N. Osnovy formirovanija cennostnogo otnoshenija k rodnomu jazyku kak fenomenu nacional'noj kul'tury // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2021. № 2. S. 41-52. [In Rus].

4. Gukalenko O. V., Serikov V. V. Formirovanie cennostnyh orientacij u obuchajushhihsja kak strate-gicheskaja cel' rossijskogo obrazovanija / Cennostnye osnovy razvitija rossijskogo obrazovanija: teorija i praktika: monografija / pod red. V. P. Borisenkova, M. L. Levickogo. M.: MAKS Press, 2023. S. 13-26. [In Rus].

5. Korotaeva E. V., Dyldina D. V. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k ucheniju kak problema pod-gotovki budushhih uchitelej nachal'noj shkoly // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020. № 3. S. 310-314. [In Rus].

6. Kochetkova I. S., Kamennaja E. O. Sposoby transljacii kul'turnyh cennostej v obrazovatel'noj dejatel'nosti // BGZh. 2020. № 3 (32). S. 113-117. [In Rus].

7. Lobanov I. A. Istoricheskoe prosveshhenie v osnovnoj shkole [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ed-soo.ru/istoricheskoe-prosveshhenie-videolekczii/ (data obrashhenija: 15.01.2024). [In Rus].

8. Mahinin A. N., Shishov V. V. Formirovanie rossijskoj identichnosti uchashhihsja v processe osvoenija istoriko-kul'turnogo nasledija regiona // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2019. № 3. S. 59-71. [In Rus].

9. Mahmudova H. R. Formirovanie istoricheskogo myshlenija na urokah istorii // Mirovaja nauka. 2020. № 3. S. 350-353. [In Rus].

10. Petronjuk I. S., Cygankova Ju. S. Formirovanie u podrostkov cennostnogo otnoshenija k voinskomu dolgu kak pedagogicheskaja problema // MNKO. 2022. № 3 (94). S. 213-215. [In Rus].

11. Sitarov V. A., Odishvili G. N. Vospitanie patriotizma kak cennosti, nesushhej konstrukcii sovremen-nogo rossijskogo obshhestva sredstvami memorial'noj literatury na urokah istorii v starshej shkole // NAU. 2020. № 55-1 (55). S. 59-65. [In Rus].

12. Smolonskij S. I. Pedagogicheskie uslovija formirovanija cennostnogo otnoshenija k social'noj dejstvitel'nosti u mladshih shkol'nikov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2015. № 4. S. 202-204. [In Rus].

13. Uskova I. V. Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam v hode vneuroch-noj dejatel'nosti: metodologija i praktika: sbornik dokladov i tezisov uchastnikov kruglyh sto-lov na temu: «Psihologo-pedagogicheskie tehnologii vneurochnoj i prosvetitel'skoj dejatel'nosti v obshheobrazovatel'noj shkole» v ramkah IV Vserossijskogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem «Missija universitetskogo pedagogicheskogo obrazovanija v XXI veke» (Rostov-na-Donu, 2022) i na temu: «Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam vo vneurochnoj dejatel'nosti: sovremennye podhody i tehnologii» (Moskva, 17.11.2022, ISRO RAO) / Pod red. O. V. Gukalenko M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2022. S. 27-35. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Fomina A. P., Timohina T. V. Pedagogicheskij analiz processa formirovanija sistemy cennostej podro-stkov v obrazovatel'nyh organizacijah // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. № 71-3. S. 244-248. [In Rus].

15. Hu. L., Chen G., Li P., et. al. Multimedia Effect in Problem Solving: A Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2021. No. 33. P. 1717-1747.

16. Hyungsook K. Community and art: creative education fostering resilience through art // Asia Pacific Education Review. 2015. P. 193-201.

17. Kaimara P., Fokides E, Oikonomou A., et. al. Potential Barriers to the Implementation of Digital Game-Based Learning in the Classroom: Pre-service Teachers' Views // Technology, Knowledge and Learning. 2021. No. 26. P. 825-844.

18. Rodríguez-Arribas S., Díez-Pastor J. Improve teaching with modalities and collaborative groups in an LMS: an analysis of monitoring using visualisation techniques // Journal of Computing in Higher

Education. 2021. No. 33 P. 747-778 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/arti-cle/10.112007/s12528-021-09289-9 (дата обращения: 15.01.2024). 19. Trujillo K., Chamberlin B., Wiburg K., et. al. Measurement in Learning Games Evolution: Review of Methodologies Used in Determining Effectiveness of Math Snacks Games and Animations // Technology, Knowledge and Learning. 2016. No. 21. P. 155-174.

Информация об авторе

А. В. Большакова — аспирант

Information about the author

A. V. Bolshakova — Graduate student

Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 23.04.2024. The article was submitted 29.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 23.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.